Рабочие Высоты: Царство Богов и Штурманов
Для пассажирских и исследовательских дирижаблей золотого века существовал свой, тщательно выверенный эшелон:
«Граф Цеппелин» (LZ-127) и «Гинденбург» (LZ-129) обычно курсировали на высотах от 200 до 600 метров. Это была «золотая середина» — достаточно высоко, чтобы избежать назойливых турбулентностей у земной поверхности и иметь обзор для навигации, но достаточно низко, чтобы пассажиры могли наслаждаться панорамными видами проплывающих под ними городов, кораблей и природных ландшафтов. Представьте: вы пьёте утренний кофе, а за окном, буквально в полукилометре ниже, проплывают облака и кораблики в океане — зрелище, недоступное современным авиалайнерам!
Почему не выше? Всё гениально и просто: экономия несущего газа. Гелий (а в случае с «Гинденбургом» — водород) расширяется при подъёме. Если бы дирижабли поднимались слишком высоко, газ начал бы расширяться и выходить через автоматические клапаны. После посадки его бы просто не хватило для следующего полёта! Каждый кубометр гелия был на вес золота.
Потолок Возможностей:
Максимальная же высота, на которую могли подняться эти исполины, была впечатляющей для своего времени:
Рекордные показатели для крупных цеппелинов составляли 2500 — 3000 метров. На такой высоте экипажу уже требовалось использовать кислородные маски, а Военные дирижабли времен Первой мировой, чтобы уйти от зенитного огня и истребителей, могли забраться и до 4000 — 5000 метров. Это был предел выносливости как для машин, так и для людей. Конструкция испытывала чудовищные нагрузки, а экипажи мёрзли в неотапливаемых гондолах.
Оцените разницу самолетов и дирижаблей в масштабе: пассажирский Boeing 767 летает на высотах 10 000 — 12 000 метров. Современные дирижабли, работают на высотах, схожих со своими предшественниками — 1000 — 3000 метров, что делает их идеальными для наблюдений, связи и туризма.